Как нанять маркетолога

Мы нанимались маркетологами сами, сейчас мы нанимаем сотрудников маркетологов. Я постараюсь в статье структурировать информацию по найму в целом, потом покажу цепочку найма у нас.


Проблемы найма

Маркетологов много, онлайн-университеты выпускают тысячи специалистов каждый год. Все эти люди приходят на hh и ждут обещанных зарплат. Если разобрать их навыки, окажется, что практического опыта нет, а на курсах они решали искусственные проблемы. Но если таких специалистов научили составлять резюме, картинка будет казаться красивой.

 

Голова или руки

Сначала определимся, кто вам нужен: голова или руки. Маркетолог-руки стоит дешевле, умеет разбираться в технических настройках и выполняет неукоснительно ваши инструкции. Вы будете для него маркетинговым авторитетом. Подходит вам, если вы сами маркетолог и знаете, что делать. 

Маркетолог-голова привык думать сам. Он может учитывать ваше мнение, но сам выбирает и оценивает задачи, которые нужно сделать. Потом может делать или делегировать дальше: нанимать фрилансеров, подрядчиков или коллег в штат.

Какие задачи?

Маркетолога нанимают от задач. Нужно с ними определиться

1. Бывает нужно контролировать и объединять
разные системы: аналитику, несколько видов
трафика, воронки. В таком случае нет смысла
требовать от человека знаний конкретного вида
трафика и работы в рекламных кабинетах руками.
Зато нужно знание сервисов аналитики: Гугл
Аналитика, Яндекс Метрика, если трафик идет
на сайт. Для создания воронок нужно проверить,
как человек понимает контент-стратегию,
прогрев аудитории, что знает про емейл-маркетинг
и чат-ботов. Чтобы управлять несколькими
видами трафика, нужно уметь диагностировать
цепочку: объявление — посадочная — конверсия.
Знать рекламные кабинеты совсем не обязательно,
чтобы сгенерировать гипотезу «почему
не работает объявление» нужно общее
понимание маркетинга.

Задача маркетолога: нанимать подрядчиков,
контролировать выполнение KPI, связывать разные
источники трафика и аналитические системы,
организовать воронку продаж.

Необходимые навыки:

Гугл Аналитика, Яндекс Метрика, диагностика
цепочки объявление — лендинг — заявка,
контент-стратегия, емейл-маркетинг или чат-боты.

2. Когда компания тратит большие бюджеты
на рекламу, обычно в штате есть человек, который
отвечает за конкретный вид трафика. То есть отдельно
есть контекстолог — может отвечать за рекламу
в Яндексе и Гугле, отдельно SEO-специалист —
отвечает за позиции сайта в поисковиках, отдельно
таргетолог — может отвечать за таргетированную
рекламу ВКонтакте, Телеграме и в других соц. сетях.

Задача маркетолога: выполнять KPI по конкретному
виду трафика

Необходимые навыки:

Для контекстолога: Гугл Аналитика, Яндекс Метрика,
Яндекс Директ, Гугл Реклама, принципы создания
заголовков и креативов объявлений, сбор семантики —
с помощью сервисов Key Collector или плагина
для Вордстата.

Для таргетолога: рекламные кабинеты в нужных
соц. сетях, принципы написания текстов под нужную
целевую аудиторию, навыки работы с изображениями
на уровне «добавить заголовок на картинку», сервисы
для сбора аудитории и аналитики — Церебро Таргет, ТаргетХантер.

3. Бывает еще и третья ситуация. Собираются задачи из разных ниш: тут может быть и аналитика, и поиск билетов для руководителя, и тендеры, и контент-планы, и дизайн, и программирование сайтов, и статья для Forbes. И все это будет делать тыжмаркетолог. Увы, так вряд ли получится квалифицированно решить хоть какую-то задачу. Из навыков пригодится совместимость по знаку зодиака с эйчаром и руководителем.

Как проверить кандидата в маркетологи?

Когда смотришь резюме кандидатов, кажется важным рассмотреть их дипломы. Но дипломы и сертификаты никак не доказывают практических навыков. Если это сертификаты систем — Яндекса и Гугла — вы получите человека, знающего правила систем. Но поисковики не заинтересованы обучать маркетингу. Они заинтересованы, чтобы рекламодатель тратил у них больше денег. Поэтому ценность таких сертификатов спорная. 

Еще более спорна ценность сертификатов курсов. Часто бывает не понятно, кто автор этих курсов, какой у него самого практический опыт и чему он может научить.

То, что действительно может показать интересный кандидат, — это кейсы. Успешный опыт работы с другими заказчиками, компаниями. В таких кейсах интересны не абсолютные цифры — сегодня они одни в текущих условиях рынка, а завтра будут другие. Интересен подход в работе: с какими проблемами сталкивался кандидат, как он их решал, что понял в процессе решения, какие были ошибки и как он их анализировал. Важно, почему кандидат принимал данные решения, как он аргументирует.

Как нанять начинающего маркетолога?

Иногда компании нужен начинающий маркетолог без опыта. У такого кандидата нет примеров работы, он сам не сможет принимать решения. Значит есть кто-то, кто будет отдавать ему задачи. По типичным задачам можно собрать тестовое задание.

Так как позиция стартовая, не требует специальных навыков, откликов бывает очень много. Например, на такую позицию у нас в агентстве приходит до 500 откликов в hh. Просматривать их вручную — трата недели времени. Поэтому я сразу пишу сопроводительное, что кандидату доступен следующий этап — это тестовое задание. Я стараюсь с уважением относиться к времени кандидатов и не занимать у них больше получаса. Тем не менее, за полчаса мне нужно понять, подходят ли мне эти люди.


Типовые задачи, которые нам нужно решать: собрать картинку, иллюстрирующую текст; собрать семантику для запуска кампании в Яндекс Директ, выделить УТП или оффер, написать с нуля или отредактировать существующий текст. Это и отражено в тестовом задании:

Тестовые задания составляем в Google Forms

Обычно из 500 откликов я отсеиваю фильтрами hh половину: мне нужны соискатели с высшим образованием, определенного возраста, из определенных городов или областей. Оставшимся 250 я высылаю приглашение заполнить анкету в Гугл-документах. Я сразу обозначаю, что после этого этапа — только финальное собеседование с боссом. Пишу, что время на тестовое — не более получаса, потому что я уважаю время соискателей. Так я получу больше откликов. Обычно заполняет анкету каждый второй-третий. Итого 80-120 заполненных анкет с одной вакансии. Хорошая анкета одна из 20. На проверку анкет у меня уходит около 2х часов времени. За 2 часа я отберу 5 кандидатов, 1-2 из которых пройдут финальное собеседование и придут к нам работать.

Если вы хотите делегировать найм маркетолога в свою компанию — напишите нам, мы поможем.

Отклики собираем в таблицу Exel